Пока есть вдохновение, нужно писать. Что-то я сегодня разошёлся не на шутку. Логическим продолжением предыдущей статьи, я хочу подробнее раскрыть вопрос, касающийся того искусства, которое мы впускаем в свою жизнь. Это касается как воспринимаемого чужого творчества, так и своего. Искусство вполне может быть практикой раскрытия души. Особенно, если присмотреться к тому, что сам делаешь и тому, что больше нравится у других. Отдельная тема - фанфикшен, фанарт и так далее.
О чужом творчестве
Здесь открывается огромное поле для самопознания. К примеру мне, чтобы понять свои глубинные ценности было достаточно вспомнить все фильмы, которые мне нравятся и от какой художественной литературы меня прёт. Особенно сюжетные формы творчества помогают понять свою жизнь - ведь откуда их авторы берут образы, идеи и героев? А что такое сюжет вообще? Тут всё вполне ясно. Чтобы всё это дало понимание, нужно обратить внимание на определённые вещи, ответить для себя на определённые вопросы. Допустим, вы вспомнили рад фильмов книг, которые вы очень любите. Но пока - это только некий поток ощущений, которые вы испытываете от них. Пересмотрите эти фильмы и перечитайте эти книги, а потом понаблюдайте, что всколыхнулось в душе? Напишите для себя что-то вроде сочинения или рецензии. Задача здесь в том, чтобы сформулировать в словах почему именно вам нравится данное произведение, чем близки герои и реалии, описанные в нём. Пишите сразу после просмотра или сразу после того, как закончено прочтение. Чем так притягивает атмосфера сюжета, что там есть, чего нет у вас или может быть герой чем-то похож на вас? Также важно то, когда, в какой жизненный период вам понравился фильм или книга.
Есть ещё один интересный момент - произведения, любимые в детстве способны всколыхнуть что-то, что было забыто. Возможно какие-то мечты или стремления. Это способ совершить путешествие в своё прошлое не прибегая к навороченным психотехникам, которые не все любят делать по разным причинам. Джулия Кэмерон в своей книге "путь художника" как раз и даёт упражнения, которые позволяют пробиться к своему внутреннему ребёнку, который и есть творческая природа. И делает это она не спроста. Иногда именно там - в глубоком прошлом хранится ещё не перекрытый ничем поток самопроявления.
О своём творчестве
Вот уж где полно информации о глубинных ценностях, потребностях и стремлениях. Стихи, рисунки, рассказы... Всё это содержит отпечаток вашей души. Здесь без труда можно проследить тенденции, а потом сформулировать: "вот этим я хотел сказать вот это". И самое главное: "я хотел это сказать потому, что для меня оно важно". Если говорить о фанфикшене, то здесь тема скользкая. Почему? А вот скажите - какой жанр фанфиков сейчас на слуху, и может считаться самым популярным? Или юмор (дай-то бог) или "слэш". А бывает оба сразу. И тут нужно изловчиться, чтобы найти то, что нам нужно для пользы дела. с юмором ещё всё не так сложно - по тому, над чем человек смеётся, можно что-нибудь понять, но вот "слэш" часто пишется ради этого самого "слэша". По сему лучше брать то своё творчество, которое именно выражает ваши глубинные ценности. То, что создавалось, как выражение вашего отношения к окружающему мира, а не миру литературных и кино произведений.
@темы:
призвание,
алхимия души
А со своим вот какая неприятность вышла: в свое время (лет восемь - десять назад) писал лирические стихи. Под влиянием окружающих, в том числе (ну, были у меня такие окружающие в тот момент, достаточно плотная группа молодых поэтов). Сам я объективно оценивать свое творчество не мог, но друзья говорили, мол прогресс налицо. На уровне техники стихосложения прогресс действительно был. Но! Через некоторое время группа распалась по объективным причинам (обзавелись семьями, разъехались и т.д.). При этом кто-то продолжает писать стихи, кто-то (включая меня) - нет. С определенного момента стало понятно - адекватно выразить то, что в душе, таким способом я не могу. То есть либо не могу подобрать адекватных слов для выражения, либо боюсь открыться окружающему миру. То же самое с прозой (но там добавляется еще один момент - "кто-то уже написал об этом, причем лучше, чем я".
Я правильно понял твою идею, что творческое начало присуще человеку исходно? То есть оно безусловно, и для творчества не нужно дополнительных внешних причин, например, потенциальной аудитории?
Допустим, скажу я окружающему миру, что я о нем думаю. А если в этом мире никому не интересно мое мнение?